Гиперопека, чем она вредна
Гиперопека — это чрезмерная забота о детях,
когда родители окружают ребёнка повышенным вниманием, защищают даже при
отсутствии реальной опасности, постоянно держат ребёнка около себя. При этом
ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности.
В результате в трудных ситуациях малыш ждёт помощи от взрослых. Гиперопека
в большей степени встречается у матерей с так называемым
астеническим типом нервной системы. Такие матери восполняют потребность
в привязанности и любви прежде всего у самих себя, хотя сами
этого не осознают или не хотят осознавать. Нередко встречаются
матери, у которых постоянно присутствуют чувство страха за ребёнка,
навязчивые опасения за его жизнь, здоровье, благополучие. Таких матерей
часто можно увидеть в поликлиниках, они, как правило, таскают своё чадо
по всем врачам и выискивают всевозможные заболевания, а найдя
у ребёнка ту или иную болезнь, впадают в панику и начинают
пичкать малыша горами всевозможных лекарств. Этим мамам постоянно кажется, что
с ребёнком может что-то случиться, что его нужно во всём опекать,
но это всего лишь плод мнительного воображения.
Гиперопека опасна, так как может привести
к зависимости, инфантилизму, неуверенности в себе и другим
неприятным последствиям. Если ребёнка приучить с детства
к постоянному контролю, он привыкает к этому и не может без
него обойтись. Например, если ваш ребёнок уже учится в школе, хорошо
будет, если вы его сразу приучите самостоятельно выполнять домашние
задания, а не под вашим постоянным и неусыпным контролем.
В классе нет ни мам, ни пап, и ребёнок начинает переживать,
нервничать, сомневаться, правильно ли он написал диктант или
контрольную.
У мнительных детей часто случаются нервные срывы, так
не лучше ли сразу приучить ребёнка к самостоятельности, чем
потом что-то внушать, переучивать его? Вот почему родители должны прежде
всего следить за своим поведением, контролировать себя, знать меру
и не давить на чадо своим авторитетом. И тогда ваш ребёнок
вырастет самостоятельным, независимым, уверенным в себе, целеустремлённым
человеком на радость вам и окружающим.
Если чувствуете, что ваши нервы на пределе
и вы не в состоянии контролировать своё поведение, лучше сходите
к психологу или другому специалисту, они помогут вам найти выход
из трудной ситуации.
http://detpsycholog.ru/vospitanie-rebenka/giperopeka-rebenka-zlo-ili-blago.html
Гиперопека
ребенка – зло или благо?
Только
что у меня была консультация на работе. Пришла мама с сыном 3 лет по
направлению от сурдолога. Основная проблема – задержка в речевом развитии на
фоне небольшого снижения слуха. Гиперактивность и ММД в анамнезе присутствуют.
Маму волновал вопрос, как быть с
ребенком. Капризный, часто требует свое, практически не проявляет
инициативы к самостоятельности, все ее руками: "Мама, сделай”, "Я не умею –
на!”.
Ну что ж, давайте посмотрим…
Мальчик хороший, спокойный взгляд серых глаз. Одет
опрятно, причесан – видна забота родителей. Непосредственная поза,
сосредоточенно вертит чупа-чупс во рту, причмокивает от удовольствия. Исподлобья
смотрит на меня. Мол, очередная тетка его собралась смотреть. Мама
не надышится на него.
Уже с самого первого момента, при взгляде на его маму,
я поняла в чем может лежать проблема. Но свою гипотезу нужно было проверить.
Я пригласила мальчика за детский столик. Мама
примостилась рядом. На обследование ушло примерно 30 минут плюс игровая
деятельность возле стенки с игрушками.
За все время, которое они были у меня, она
постоянно вмешивалась в процесс выполнения данных мною заданий ее ребенку.
"Давай делай” – поспешно хватается она за его руки и
имитирует нужные действия с диагностическим материалом. "Куда ты смотришь?!
Делай вот так!” – тревожно восклицает. "Нет, не так, а вот смотри как надо” –
берет и сама делает часть задания.
Мальчик равнодушно смотрит вперед себя. Каждый раз
порывается слезть со стульчика, и каждый раз он водворяется на место
лихорадочными и цепкими руками матери.
Голова ребенка непроизвольно поворачивается в сторону.
Она ладошками возвращает его голову в нужное положение.
И так она вела себя с ребенком по всем тестовым
пробам. Сложить матрешку, пирамиду, вставить геометрические фигуры в
соответствующие прорези, составить картинку из частей, показать на нужную
картинку по речевой и невербальной инструкции и т.д. – везде она принимала активное
участие намного больше, чем ребенок
Я отпустила мальчика поиграть в свободной форме, чтобы
понаблюдать за его поведением возле игрушек. Мама сначала ойкнула, видя, как
тот берется за большой игрушечный самолет, потом, не дав ему хорошенько рассмотреть,
подбежала к нему и начала показывать, как его вести за веревочку, как
имитировать его полет в воздухе.
Мальчику стало неинтересно и он быстро переключился на
другую игрушку. На этот раз в его руках оказалась гоночная машина. Он сразу
оживился, пока мама ставила самолет на место и попытался покатать по полу.
Мама спохватилась, подняла его с колен вместе с
машиной и усадила с собой на диван. Мол, катай здесь на диване, пока я поговорю
с психологом…
Я попросила ее отпустить мальчика к игрушкам и дать
поиграть одному. Сама стала с ней беседовать. Но она слушала меня вполуха,
следя краем глаза за сыном и готовая вскочить, чтобы поправить его действия,
прийти на помощь в случае затруднений…
В итоге подавлялась инициативность ребенка, а
само воспитание мамы свелось к излишней гиперопеке, при которой ребенку не дают
возможность совершить свои промахи, пережить неудачи, приобрести опыт. И
обучающая функция отсутствует напрочь…
И это уже страшно. При такой форме
воспитания капризы неизбежны. Ребенок начинает осознавать свою
"исключительность”, чаще лениться делать самому и предпочитать "обслуживающий
персонал в угоду его потребностям”. А что окажется чуть не по него – капризы и
истерики вмиг сделают родителей шелковыми…
И решать эту проблему нужно как можно скорее.
Поскольку поведенческий фактор закладывается еще в раннем детстве и позже
ребенок приобретает соответствующие привычки, предопределяющие его дальнейшую
жизнь.
Почему среди нас много "ничегонеделанцев”?
"Инфантильных”, живущих на всем готовом…
Увы, все это от непродуманного воспитания. Той самой
гиперопеки ребенка с детства.
И равнодушие по отношению к малышу (гипоопека), и
трепетное проживание его жизни как своей, не давая ему инициативности в игре,
учении (гиперопека) –все оборачивается горькими слезами в будущем,
неустроенностью в личной и семейной жизни…
Кстати, на эту тему почитайте реальную историю "Инфантильность, как проблема воспитания”
Дорогой родитель, мама и папа, а также, бабушки и
дедушки – у вас рядом подрастает детская душа. Она не напрасно пришла в этот,
наш с вами мир. Укаждого ребенка есть свое предназначение и каждому дается
ОГРОМНЫЙ потенциал к развитию, даже если есть сопутствующие болезни. Вдумайтесь
– каждому ребенку!
Так давайте не будем перегибать палку в воспитании: не
проходить мимо нужд ребенка в своем равнодушии или вечной занятости, и в то же
время, не нависать над ним в слепой гиперопеке. Учитесь трезво оценивать возможности
своего сына или дочки, их зону ближайшего развития и ненавязчиво помогать им
просто расти и радоваться всей нашей жизни!
Я уверена, раз вы любите своих крошек, значит, хорошо
сознаете свою ответственность перед ними. Пусть ваши дети растут свободными,
творческими и инициативными без слез и капризов!
Поделитесь в комментариях, что думаете про гиперопеку
сами, встречали ли вы таких мам, ревниво опекающих своих чад? Как вы сами
относитесь к собственным сыночкам и дочкам, внукам?
|